Критерии учета обучающихся, требующих дополнительного
педагогического внимания
Дети, требующие повышенного педагогического внимания, плохо адаптируются
к школьной жизни, конфликтуют с окружающими, для них характерен низкий
уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, не сформированность
общеучебных знаний и специальных умений. К ним относятся следующие группы
детей по различным категориям.
Группы
критериев
Медицинские
Социальные
Учебнопедагогические
Поведенческие
Критерии, определяющие детей, требующих особого
педагогического внимания
Часто и длительно болеют;
Состоят на учете у психоневропотолога;
Перенесли сложные медицинские операции, стрессы
Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или
агрессивное) отношение к ребенку
В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и
языковые)
Проблемы адаптации при смене местожительства, школы,
класса
Самовольный уход из дома
Имеют стойкую неуспеваемость
Систематические пропуски занятий без уважительных причин
Нарушение поведения, дисциплины
Трудности во
родителями
взаимоотношениях
со
сверстниками
и
Повышенная тревожность
Употребление наркотических веществ
Табакокурение. Токсикомания. Гиперактивность.
Недисциплинированные учащиеся
Это те учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и
доставляют беспокойство (упрямые, непослушные, капризные).
Причины: неудачно выраженное стремление к взрослости, неправильное понимание
упрямства, как проявления силы воли и принципиальности, желание противостоять
подавлению его личности некоторыми взрослыми.
Коррекция. Иногда полезно дать возможность упрямцу поступить по своему, чтобы
пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности решения. Основной путь
профилактики и искоренения упрямства - устранение причин, вызвавших этот
недостаток, организация правильного режима учебы и отдыха, разумная
требовательность.
Агрессивные учащиеся
Причины: средство насмешливой и снисходительной демонстрации своей
физической силы, часто носит демонстративный характер. Возможна агрессия при
регулировании отношений в группе.
Коррекция.
Спокойный,
неторопливый,
доброжелательный
разговор,
аргументированное доказательство неправильности их поведения. Не позволять себе
их оскорбить, общаться на равных, но не впадать в зависимость от них. В открытую
не бороться, т.к. это усугубит отношения, следует учитывать особенности и бурные
реакции. Обсуждать поведение следует только после успокоения. В целях
окончательного исправления не следует закреплять отрицательную оценку за
молодыми людьми, препятствовать их участию в молодежных движениях, слишком
настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общественную деятельность.
«Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. Необходимо
находить повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после
наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в
целом.
Ленивые учащиеся
Причины: отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых
родителей, бесперспективность обучения, отсутствие контроля за их поведением,
влияние товарищей.
Коррекция. Воспитание потребности в труде, заинтересовывать учащихся,
связывать материал предмета с жизнью, предоставлять больше самостоятельности.
Трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности. При таком
психическом состоянии (радости от успехов деятельности) возникают условия для
развития таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и
обязательность.
Эгоистичные учащиеся
Эгоисты - это себялюбцы, предпочитающие во всем свои личные интересы
интересам других людей и общества. Жизненная направленность эгоиста собственное «Я», личное преуспевание (при чем нередко за счет других). Крайним
выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей
жизни уч-ся ставит свое «Я». Такие учащиеся обычно нечутки, неотзывчивы.
Особенно часто эгоизм проявляется у подростков и представителей юношеского
возраста.
Грубые учащиеся
Грубость, резкость, дерзость проявляются если есть подавление личности учащихся
взрослым (диктат, мелочная опека). Грубость может быть ответом на
несправедливость взрослых.
Коррекция. Устраняется грубость в случае уважения достоинства учащихся,
предоставлении определенной самостоятельности. Так как грубость может быть
вследствие переутомления, то необходимо правильно организовывать режим труда
и отдыха.
Ненастойчивые учащиеся
Ненастойчивые дети либо вообще не ставят перед собой труднодостижимых задач,
либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Воспитание
настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера:
активности, организованности, упорства.
Лживые учащиеся
Причины: боязнь наказания, стремление во что бы то ни стало привлечь к себе
внимание окружающих. Иногда ложь - прикрытие поступков товарищей.
Коррекция. Беседы о честности, правдивости и о лжи - презренном качестве
личности человека. Быть примером честности, не дать возможности учащимся
усомниться в этом.
Неорганизованные учащиеся
К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало организованные,
частично организованные и заорганизованные дети. Неорганизованные дети не
умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивные.
Заорганизованные учащиеся чаще всего бывают двух видов: внешне
заорганизованные и внутренне заорганизованные. Внешне заорганизованные - слепо
подчиняются установленному порядку в школе и в семье. Лишен
самостоятельности, активности, не может проявить инициативу. Ждет указаний.
Внутренне заорганизованные - чрезмерно организованные, активные. Они учатся и
работают чрезмерно много, нередко на износ (работоголики).
Коррекция. Воспитание и самовоспитание у учащихся организованности: умения
планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.
Воровство
Совершается из желания иметь то, чего они лишены в своей семье. Это является
следствием невысокого уровня культуры. Часто присваивание чужих вещей
происходит в процессе обмена предметами одежды.
Коррекция. Взаимодействие с семьей, повышение
нравственного развития, вовлечение в деятельность.
уровня
культурного
и
Неуспевающие ученики
Выяснение причин стойкой неуспеваемости учащегося
1. Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование
повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов,
алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха,
побуждение к активному труду и др.)
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка
домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
Суицидальные учащиеся
Суицидальное поведение включает в себя кроме суицида попытки, покушения на
свою жизнь. Суицидальные проявления - суицидальные мысли, намеки и
высказывания, не сопровождающиеся каким либо действием.
Мотивы:
1. Лично-семейные: болезнь, смерть близких; одиночество; неразделенная любовь;
половая несостоятельность; оскорбление со стороны окружающих;
2. Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания,
уродства.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной
ответственности, боязнь иного наказания или позора.
4. Конфликты, связанные с работой или учебой.
5. Материально-бытовые трудности.
6. Другие мотивы.
Признаки суицидального поведения:
* уход в себя (сторонится вчерашних друзей);
* капризность, привередливость;
* депрессия, глубокий эмоциональный упадок;
* агрессивность;
* нарушение аппетита;
* раздача подарков окружающим;
* психологическая травма;
* перемены в поведении;
* угроза;
* активная предварительная подготовка.
Помощь. Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального
контакта. Собеседник - суицидент должен быть выслушан терпеливо и
сочувственно, без сомнения и критики. Обращение за помощью к работникам
СППС.
Для каждого обучающегося, требующего повышенного педагогического внимания
классным руководителем, а при необходимости совместно с психологом, соц.
педагогом составляется индивидуальный план работы и согласовывается с
зам.директором по ВР.
Направления работы классного руководителя с учащимися,
требующими особого внимания
1. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его
собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий,
мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать
желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
2. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к
детям, с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий
оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа,
направленная на изучение социально-психологического климата в классе,
межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.
3. Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные
консультации с детьми, требующими особого внимания. Также важна работа с
семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся,
стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных
мероприятий.
4. Просветительская работа. Организация и проведение профилактических
бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными
людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику
правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся. Проводится
профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы.
5. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин,
возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая
коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных
проблемных ситуаций.
В случае отсутствия обучающегося в школе без уважительной причины один день,
классным руководителем выясняются причины его отсутствия. С родителями
прогульщиков проводятся беседы относительно правил поведения, обучения в
школе.
В случае отсутствия обучающегося более одного дня без уважительной причины,
когда беседы с родителями не дали положительных результатов данная информация
доводится до зам.директора по ВР (в виде докладной записки).